Интервью с Татьяной Волосовец

You need to a flashplayer enabled browser to view this YouTube video

Татьяна Волосовец, директор Учреждения РАО «Институт психолого-педагогических проблем детства»: «Движение вперед возможно только в русле вариативности образовательных форм и программ»

Можно ли сегодня говорить о существовании научно-выверенной стратегии модернизации дошкольного образования в России?
– На сегодняшний день существует достаточно много научных исследований, которые позволяют эту стратегию разработать. Сказать, что такая стратегия уже существует, конечно, пока нельзя. Она, скорее, в стадии разработки. Исследования продолжаются как в области педагогики, так и в области психологии. Кроме того, нашим институтом ведутся исследования и в области мониторинга. На сегодняшний день такая практика существует в шести пилотных регионах. Дальше мы планируем расширять свою географию. Поэтому дело осталось за малым – написать эту стратегию.

Готовы ли педагоги и учащиеся, как вам кажется, к работе в новых условиях?
– Вы знаете, я думаю, что за последние двадцать лет уже прошла точка невозврата. Вопрос о вариативности возник не вчера. Первые вариативные программы появились в начале 90-х. Они в значительной степени отличаются от программы обучения и воспитания в детском саду, которая была общепринята в Советском Союзе. Поэтому можно с уверенностью сказать - готовы. На сегодняшний день существует 48 программ, включая парциальные. Дело в том, что какие-то программы более востребованы, какие-то менее. По каким-то программам работают 20-25% учреждений, а по каким-то 2-3% учреждений. Но готовность, конечно, есть, безусловно. Стопроцентная готовность.

Как вы оцениваете переход к вариативности программного обеспечения работы дошкольных учреждений?
– Сейчас самое время говорить, чтобы те программы, которые себя уже показали с положительной стороны – остались. Чтобы они не ушли из этого образовательного пространства. Чтобы не получилось так, что есть только одна программа, а другие нам не нужны. Это было бы крайне неправильно. Тогда можно было бы говорить о том, что двадцатилетний опыт педагогической деятельности ушел в никуда. И мы ушли на двадцать лет назад. Поэтому я, конечно, за вариативность. Только в русле вариативности образовательных форм, образовательных программ можно двигаться вперед.

По какому принципу развивается рынок образовательных продуктов и услуг?
– Что касается расширения, я считаю, что здесь опять же время диктует какие-то свои законы. Родители стали предъявлять больше требований непосредственно к качеству оказания образовательных услуг. И на этот заказ социума и родителей отвечают расширением этого спектра. Поэтому, я считаю, что в какой-то степени этот процесс протекает стихийно, хотя в большей степени это все-таки ответ на социальный заказ. Я уже сегодня говорила в своем докладе о том, что появляются новые структурные подразделения, которых еще, скажем, 15-20 лет назад не было, например, консультативные пункты. Если мы рассматриваем только московский опыт, то это и группа «Особый ребенок». Существует достаточно широкий спектр вариантов, куда можно пойти ребенку в возрасте от двух месяцев до семи лет.

Существует ли сегодня проблема отставания регионов от Москвы по вопросу применения вариативности дошкольного образования?
– Вы знаете, я имею в виду Московский регион в первую очередь. Москва довольно серьезно продвинулась в вопросе вариативности. Но есть еще огромное количество регионов, которые тоже поддерживают вариативность, и могут осуществлять разные образовательные программы. Я даже ни хочу перечислять. Это займет много времени. У нас есть большое количество весьма продвинутых регионов. Сейчас мы слушали докладчика из Томска. Видели, насколько прогрессивно работает регион. Пермь, Самара, Ханты-Мансийский округ, Чувашия, Республика Марий-Эл. Просто никого не хочется обидеть. Это большинство, скажем, регионов, больше 50%.

Насколько, как вам кажется, актуальны такие встречи?
– Я считаю, что Конференция более чем актуальна. Потому что сегодня собрались люди из разных регионов. Но я вижу по публике, что люди заинтересованы, они задают вопросы. Просто через душу проносят то, что звучит сегодня на Конференции. Это говорит о том, что она проводится не зря, не для галочки. Все что сегодня говорится – берется на карандаш. И люди уедут в свои регионы с какими-то новыми идеями, новыми позициями, которые они будут внедрять, апробировать в своих дошкольных образовательных учреждениях. А это все льет воду на мельницу качества. Только на повышение качества. Поэтому, я считаю, что, если бы такие Конференции руководителей дошкольных образовательных учреждений стали регулярными, предположим один раз в год, это было бы просто замечательно. Это дало бы возможность людям общаться между собой, в своем профессиональном сообществе, возможность узнать о новых научных исследованиях. Организация и содержание Конференции выше всяких похвал.

Апрель 2011