Интервью с Тамарой Комаровой

You need to a flashplayer enabled browser to view this YouTube video

Тамара Комарова, заведующая кафедрой эстетического воспитания педагогического факультета Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова: «Каждый ребенок должен понимать, что воспитатель любит его и заботится о нем»

Удалось ли решить задачи и цели, поставленные Всемирной конференцией по воспитанию и образованию детей младшего возраста?
– Видите ли, эксперты ЮНЕСКО говорят о том, что задачи были поставлены очень важные. К 2015 году организаторы предполагали, что эти задачи будут решены. Но теперь они видят, насколько сложен этот вопрос. И выражают беспокойство, что не все будет сделано к этому сроку. Особенно их волнует проблема воспитание детей в малообеспеченных семьях. Потому что все беды от невозможности родителей дать своим детям то, что им необходимо в этом возрасте для воспитания, развития и обучения в школе. Сегодня в мире из 10 детей 4 никогда не были в школе. Это же большой такой процент. И, к сожалению, это касается и нашей страны. У нас тоже не все дети посещают школу. Более того, в широкой печати высказывается мнение: зачем учить всех? Если ребенок не хочет учиться, его нужно отчислить из школы. Не задумывались ли они над тем, а что с этим ребенком будет? Как обернется его судьба в отношении страны, в отношении нас с вами? Это может оказаться большой бедой. Кроме того, а не потеряем ли мы в этом числе гениальных детей? Не потеряем ли мы тех, кто сделал мир таким, каким он есть сегодня? Детей, которые могли бы продвинуть его и дальше по пути прогресса? Поэтому, конечно, опасность такая есть. Ясно совершенно, что не все можно сделать.

В соответствии с ФГТ формирование 20% образовательной программы каждого ДОУ ложится на плечи воспитателя. Как вы относитесь к введению подобной практики?
– Отвлекать воспитателя от детей нельзя. Потому что от этого дети будут, во-первых, несчастливы. Каждый ребенок будет чувствовать себя брошенным воспитателем. Я сама работала воспитателем, у меня в группе было 32 ребенка. Я понимаю, что это такое. И знаю, что до каждого ребенка иногда даже не дойдешь. А это неправильно. Каждый ребенок должен понимать, что воспитатель его любит, что воспитатель заботится о нем, хочет сделать так, чтобы ему было хорошо. Вот это должно быть всеобщим правилом. Потому что правильно говорится в документах ЮНЕСКО: главная функция воспитателя – взаимодействие с детьми. А если воспитатель занят бумагами, еще портфолио от него требуют. Когда ему работать с детьми? Он весь обременен этими заботами.

Актуальна ли в рамках сегодняшней системы дошкольного образования проблема взаимодействия с родителями?
– Конечно, очень актуальна проблема взаимодействия с родителями. То явление, которое образовалось в нашей стране, когда семьи разобщены. Мы даже не знаем часто тех людей, которые живут с нами на одной лестничной площадке. А раньше дети, имели возможность играть во дворах. Мы могли их на какое-то время предоставить самим себе, дав им свободу действия. Сейчас это просто невозможно, потому что мир очень ожесточился, он несет серьезную опасность детям. Конечно, это бы было очень большим благом, если бы родители и воспитатели могли бы чаще обсуждать проблемы каждого ребенка. Сейчас родители в детских садах и в школах предъявляют требования к педагогам. Не все, но наиболее образованные родители уже знают, как можно воспитывать детей. Но разница подхода еще в том, что воспитатель имеет 20 детей, а сейчас уже грозит это большей цифрой, а родители не могут иногда управиться и с одним ребенком. Поэтому, конечно, тут надо искать взаимопонимания, взаимопомощи. Как со стороны родителей, так и со стороны детского сада.

Соответствует ли программа «От рождения требованиям ФГТ?
– Наша программа «От рождения до школы» переработана в соответствии с требованиями ФГТ. И та программа, которая называлась «Воспитание и обучение в детском саду» тоже строилась и на научных основах, и на том, что ученый должен знать детский сад не только вприглядку, а непосредственно работая с детьми. Эта программа является преемственной по отношению к программе «Воспитание и обучение в детском саду», по которой к моменту Конференции по мониторингу всемирного банка работало 70% дошкольных учреждений нашей страны. Она им нравилась. Мне кажется, что мы сделали все возможное, чтобы учесть требования ФГТ. И это, конечно, сделали и другие авторские коллективы, что нас, например, радует.

Апрель 2011