Интервью с Сергеем Феклиным

You need to a flashplayer enabled browser to view this YouTube video

Сергей Феклин, директор Центра нормативного правового обеспечения образования ФГОУ Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования: «Создание автономных дошкольных образовательных учреждений – большой рывок вперед»

Как вы относитесь к практике создания автономных дошкольных учреждений в России?
– Создание автономных дошкольных образовательных учреждений – это, естественно, большой рывок вперед. Это огромнейший плюс для заведующего автономным дошкольным учреждением, при условии, если дадут возможность руководителю жить так, как прописано в законодательстве. Это закон «Об автономных учреждениях» и Федеральный закон № 83-ФЗ, который усовершенствовал правовой статус образовательных учреждений. У руководителя учреждением по действующим правилам есть огромное количество компетенция, полномочий и самостоятельности. Эти законы только расширяют и укрепляют их самостоятельность. Соответственно, если учредителя, как нам опыт Томска представил, только поддерживают и развивают эти начинания, то, естественно, это плюс для руководителя. Но это и ответственность за самостоятельно принятое решение. Руководителю в рамках субсидий необходимо будет грамотно распределять денежные средства в течение всего года, чтобы не было рисков и проблем по задолженности с кредиторами в дальнейшем. А плюс в том, что автономное учреждение по закону вправе жить без тендеров. При условии, что все это позволяется, разрешается. И право открывать расчетный счет в банке. Естественно, руководители автономных и бюджетных учреждений, коль мы говорим о самостоятельных юридических лицах, должны иметь свою бухгалтерию.

Кто принимает решение о преобразовании ДОУ в автономное учреждение?
– Читаем закон «Об автономных учреждениях», там написано – либо по инициативе самого образовательного учреждения, либо с согласия образовательного учреждения, если инициатива исходит от учредителя. Необходимо также наличие письменного документа. Это может быть письмо, протокол, распоряжение, приказ или что-то иное, что подтвердит согласие образовательного учреждения стать автономным.

Что будет означать для учреждения потеря субсидиарной ответственности?
– Это означает, что, если к концу финансового года у руководителя автономного дошкольного учреждения будут какие-то долги по «коммуналке», по оплате труда, то, соответственно, учредитель не обязан эти долги погашать. Но это не означает, что учредитель не вправе взять на себя обязательства автономного учреждения и оплатить их. Это право учредителя, а не обязанность, как было предусмотрено ранее. Грамотное и эффективное распределение средств, выделяющихся из бюджета в течение всего финансового года. Это одна из главных задач, которая стоит перед руководителями и менеджерами.

Возможны ли случаи сокращения финансирования дошкольного учреждения при утрате им статуса бюджетного?
– Если говорить юридическим языком, то бюджетные и автономные учреждения будут получать субсидию на реализацию муниципального или государственного задания. И по действующим правилам размер субсидии и формирование задания – это право и полномочия учредителя. Если руководитель не обеспечивает выполнение задания, учредитель может уменьшить финансирование из бюджета. Но это не означает, что дошкольное учреждение не будет получать средств. Мы не забываем о том, что дошкольное учреждение, будь оно бюджетное или автономное, остается муниципальным или государственным. Конституцию никто не отменял. Соответственно, бесплатность и общедоступность дошкольного образования остается и сохраняется. Поэтому какие-то деньги учреждение в любом случае будет получать. Но по вопросу размера следует уже обращаться к учредителю и к тем нормативам, которые закреплены в муниципальных или региональных нормативных документах.

Апрель 2011