Интервью с Ольгой Соломенниковой

You need to a flashplayer enabled browser to view this YouTube video

Ольга Соломенникова, заведующая кафедрой дошкольного и младшего школьного возраста Педагогической академии: «Федеральные государственные требования направлены на то, чтобы научить наших педагогов по-новому взаимодействовать с детьми дошкольного возраста»

– Какие формы повышения квалификации педагогических работников дошкольных учреждений появились в условиях введения ФГТ?
– Одна из форм повышения квалификации – дистанционное обучение. Пока наша кафедра к этому только стремится. Хотя мы изучили спрос и количество желающих обучаться. А вот система повышения квалификации в Московской области, прежде всего, направлена на то, чтобы охватить как можно больше педагогов. У нас, к сожалению, ресурсы небольшие, поэтому мы перешли на очно-заочную систему обучения. Используются и кафедральные базовые образовательные учреждения. Это те учреждения, которые работают в экспериментальном режиме. Научное руководство и сопровождение осуществляют педагоги нашей кафедры дошкольного образования государственного образовательного учреждения Педагогическая академия. Мы проводим семинары, совещания, конференции, где также осуществляется повышение квалификации педагогических работников. И так как федеральные государственные требования на сегодняшний день требуют иных подходов к организации деятельности, поэтому основное направление было связано с переработкой всех программ повышения квалификации. И, безусловно, ознакомление осуществляется со всеми программами, которые на сегодняшний день переработаны для дошкольных образовательных учреждений в соответствии с федеральными требованиями.

– Насколько, на ваш взгляд, оправдана переработка существующих образовательных программ для ДОУ в соответствии с ФГТ?
– Вы знаете, это можно рассматривать с двух сторон. Но я вообще всегда стараюсь что-то увидеть положительное. Потому что хочется на фундаментальную основу наложить что-то новое. И, безусловно, в виду того, что ребенок XXI века отличается от детей предыдущего времени. И педагоги, и родители стали иными. Поэтому, наверное, новые требования и система модернизации всего образования имеет положительные тенденции. Безусловно, есть свои сложности. Я не могу сказать, плохо или хорошо. Просто есть свои сложности переходного этапа. Поэтому нами было предложено мероприятие, которое состоялось в октябре, в Доме учителя города Москвы. В нем приняли участие все представители этих программ для дошкольных учреждений, которые обратились к Министерству образования. После чего мы получили письмо, в котором говорилось, что существует переходный период, в который необходимо обучить педагогов работать в новых условиях. Поэтому большая задача исходит из того, что система повышения квалификации берет на себя эту роль. Москва разработала такие требования, другие регионы предлагают свои модели перехода. Мне кажется, что федеральные требования направлены на то, чтобы научить наших педагогов по-новому взаимодействовать с детьми дошкольного возраста, ведь они действительно стали другими.

Насколько высоко в мире ценятся российские специалисты дошкольного образования?
– Наши специалисты дошкольного образования ценятся. Но у нас нет требований единого мирового стандарта диплома. Те педагоги, которые выезжают на Запад, очень ценятся, потому что у нас иная система образования, которая отличается от других стран. В прошлом году проводились Всемирные Дельфийские игры, где наши представители молодых педагогов заняли призовые места в номинации «Искусство воспитания». Нас представляла девушка из Московской области, она стала победительницей. Приятно было, потому что система повышения квалификации тоже в этом направлении проводила большую работу.

Что вы думаете об организации Всероссийской конференции Руководителей дошкольных образовательных учреждений?
– Хотелось бы сказать вам, как организаторам, чтобы такая Конференция имела статус постоянно действующей. Это, во-первых. Во-вторых, очень приятно было, что столько регионов представлено. Условия для этого созданы замечательные. Во-первых, зал, в котором имеется еще и возможность писать, столы, это здорово. И педагогические работники сегодня имели возможность встретиться с представителями науки и практики, с представителями научных организация, которые затрагивают проблемы дошкольного образования. Желаю, чтобы эта Конференция стала ежегодной. Безусловно, это требует финансовых вложений, но без этого, наверное, сейчас мир невозможен. Спасибо и организаторам, и участникам, и гостям.

Апрель 2011