Итоги V Конференции

13-15 мая в Москве состоялась Всероссийская конференция руководителей учреждений дошкольного образования. Ее участниками стали ведущие эксперты, более 140 руководителей учреждений дошкольного образования  из разных городов России и Казахстана.

Через призму истории

Работа Конференции началась с пленарного заседания «Состояние и перспективы развития дошкольного образования в современной России». Выступавшие на нем эксперты подчеркивали, что сегодня система дошкольного образования находится на этапе кардинальных перемен.

«В условиях модернизации, которую сегодня переживает дошкольное образование, непременно должен учитываться богатый опыт прошлых лет!» - считает Людмила Волобуева, заведующая кафедрой дошкольной педагогики ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет», кандидат педагогических наук, доцент.

Отказываться от достижений прошлых лет в системе дошкольного образования не спешат. Однако требования нового закона об образовании во многом меняют представление о самой сути процесса. Совсем скоро будут приняты федеральные государственные стандарты для дошкольных образовательных учреждений - все это сформирует новые задачи дошкольного образования.

Что ФГОС грядущий нам готовит

Что ждет систему в самом ближайшем будущем? Ответы на эти вопросы дала в своем выступлении Татьяна Волосовец, директор Института психолого-педагогических проблем детства.

«Всё что сегодня делается – делается впервые, в такую непростую эпоху попали работники ДОУ», - говорит эксперт. В частности впервые дошкольное образование становится ступенью образовательной системы. На стадии разработки находятся стандарты (ФГОСы) для дошкольного образования. В настоящий момент основой для работы детских садов являются Федеральные Государственные требования (ФГТ), в них указаны критерии к структуре и условиям воспитания детей. Новый стандарт включает в себя также оценку результатов работы дошкольного учреждения. Тем не менее, пока непонятно, что будет являться критерием для его оценки. Разработчики стандартов обещают, что экзаменов или тестирования для дошкольников не будет.

«Основой для стандарта будет ставка не на результат, а на условия для развития ребёнка», - объяснила Татьяна Волосовец. Такое положение так же регламентирует новый закон. В одной из его статей указан целевой ориентир на гармоничное развитие ребёнка, который возводит во главу угла индивидуальный подход к каждому воспитаннику.

Кадровый кризис и выход из него

Основной проблемой, с которой дошкольному образованию только предстоит столкнуться, станет кадровый голод. Его возникновение специалисты считают практически неизбежным – если в ближайшие несколько лет будут созданы более миллиона мест для дошкольников, то на первый план выйдет проблема нехватки педагогов и воспитателей.

Как считают эксперты, важно уже сейчас начать принимать меры. Например, увеличить число бюджетных мест в профильных учебных заведениях, готовящих специалистов дошкольного образования. Так же, считает Ирина Дядюнова, заведующая кафедрой начального и дошкольного образования Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, необходимо повысить престиж работы специалиста дошкольного образования. При этом, отмечает эксперт, стоит использовать не только материальные стимулы, но и формировать престиж профессии, ее ценность и важность в глазах общества. В своем выступлении перед делегатами Конференции Ирина Дядюнова также предложила привлекать к работе в детских садах трудовых мигрантов.

«Если люди приезжают из стран СНГ всей семьёй, значит, они готовы остаться и не просто остаться, а жить. У них большие семьи, так почему бы нам не дать матери профессию, специальность и не предложить работу по этому профилю?», - рассуждает эксперт.

Второй день Конференции был посвящён обмену практическим опытом. На нескольких площадках в параллельном режиме прошли три мастер-класса.

Ступеньки мастерства к педагогическому творчеству

Огромный интерес у участников вызвал практический семинар, который провела признанный классик дошкольного образования, доцент кафедры дошкольной педагогики Пермского государственного педагогического университета Наталья Крылова. Автора научно-методической системы «Дом радости» считают педагогом, во многом опередившим своё время. Программа, разработанная Натальей Крыловой, нацелена на комплексное развитие ребёнка. Это и есть задача максимум для дошкольного учреждения. Чтобы ее реализовать, специалист детского сада должен обладать существенным набором компетенций. Профессиональному росту педагога и было посвящено выступление Натальи Крыловой на Конференции. Эксперт считает, что основой для самосовершенствования каждого педагога и воспитателя должен стать постоянный анализ результатов своего труда.

«Успех профессионала начинается с понимания структуры своей работы», - утверждает эксперт.

И еще одна важная составляющая успеха – творческий подход к работе с детьми. Вершиной успеха, которую нарисовала перед делегатами Конференции Наталья Крылова, должно стать состояние, которое она называет «очарованный зритель», когда педагог, дав ребёнку толчок к развитию, наблюдает за тем, как прогрессирует воспитанник.

Новые подходы на практике

Принятие новой концепции дошкольного образования неизбежно стимулирует педагога к пересмотру устоявшихся принципов организации образовательного процесса. Тому, как отразить современные требования в планировании и программе обучения, был посвящён мастер-класс Ольги Бережновой, заведующей кафедрой дошкольного образования Орловского института усовершенствования учителей и Лилии Тимофеевой, доцента университета.

В первую очередь ведущие призвали участников пересмотреть такое понятие как «образовательная деятельность». Если раньше под ним понималось проведение нескольких занятий в течение дня, то сейчас в него включаются совместная деятельность педагога и детей, образовательная деятельность, самостоятельная деятельность дошкольников, а также взаимодействие педагогов и родителей.

«Сейчас перед нами стоит глобальная задача – заново спроектировать образовательный процесс», - считает Ольга Бережнова. – В данном случае нельзя обойтись полумерами: либо мы работаем по-новому, либо действуем как раньше».

Чтобы участники мастер-класса смогли на практике освоить проектный подход к управлению дошкольным образовательным учреждением, эксперты в ходе мастер-клаасса спроектировали примерную общеобразовательную программу для детского сада - от разработки концепции до анализа результатов.

В ногу со временем

Возможностям применения деятельностного метода обучения Людмилы Петерсон был посвящён мастер-класс заместителя руководителя отдела по дошкольному образованию Центра системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…» Лилии Абдуллиной. Как рассказала ведущая, несмотря на то, что имя Людмилы Петерсон чаще всего связывают со школой, она так же является автором программы «Мир открытий», которая создана для дошкольников. Работая над программой, авторы стремились сделать так, чтобы в условиях стремительно меняющегося информационного общества педагог не отставал от новых тенденций.

«Концептуальная идея программы «Мир открытий», заключается в том, чтобы на основе общей теории деятельности, в которой очень много ключиков, взять касающийся обучения ребёнка и дать ему ключи к готовности, возможности и желанию постоянно самоизменяться», - объяснила Лилия Абдуллина.

Для предотвращения разночтений основные положения программы изложены в виде схем, с которыми участники могли ознакомиться в рамках мастер-класса. Свой рассказ ведущая сопроводила показом видеозаписей занятий, организованных по программе «Мир открытий».

Так же в рамках Конференции действовал Консультационный центр – уникальный формат, позволяющий делегатам задать эксперту любой вопрос.

Опыт ведущих практиков

В заключение работы Конференции ее делегаты посетили московский Центр образования «Школа здоровья» №1697. Начальная школа-детский сад относится к учреждениям коррекционного вида – сюда ходят дети с нарушениями зрения. В стенах школы на протяжении почти 30 лет успешно реализуется принцип непрерывности и преемственности обучения. Уровень успеваемости детей стабильно составляет 100%, а качество знаний не ниже 75%.

Для участников Конференции сотрудники учреждения устроили экскурсию и рассказали о том, как построена работа в учреждении.

«Мы уже лет 15 занимаемся переподготовкой кадров и постоянно принимаем коллег со всей России, регулярно проводим открытые уроки. Это нормальный процесс, в принципе каждая московская школа должна так делать», - говорит директор «Школы здоровья» Владимир Просвиркин.

Благодаря разнообразным форматам работы, в основном ориентированным на практику, делегаты Всероссийской конференции руководителей учреждений дошкольного образования смогли не только послушать экспертов в области дошкольного образования, но и обменяться практическим опытом и лучшими наработками. А посещение одного из дошкольных учреждений Москвы стало удачным финальным аккордом всей работы Конференции – на конкретном примере директора дошкольных образовательных учреждений увидели, что можно быть успешным и в непростую эпоху перемен. 

Смотрите также: